Е. Винокуров. Пора зеленых трав. Холст. Масло. 1982.

На открытии персональной выставки живописи Евгения Винокурова главный хранитель музея имени Нестерова Валентина Мефодиевна Сорокина сказала: «Евгений Винокуров - вдумчивый ху­дожник... Он - человек благородный и ответственный. В его работах - боль за планету, за людей, за гибнущую природу. Евгений - это наша совесть...»

Заслуженный художник Башкорто­стана Евгений Александрович Винокуров - яркая фигура в нашей культуре. Худож­ник до самозабвения, всем сердцем при­кипевший к родному Уралу, России и ее старине. Он - из тех неравнодушных выразителей «общественной совести», благо­даря самоотверженным усилиям которых в Уфе существует дом-музей С. Т. Аксакова, Уфимская художественная галерея, спасен от гибели ряд старинных зданий и храмов. Он - автор целого ряда публи­каций в защиту памятников культуры и архитектуры в центральной и местной печати, один из учредителей творческой группы «Инзер», объединявшей в себе художников, желающих создавать свобод­ное, настоящее искусство.

Путь в большое искусство художни­ку открыло полотно «Встреча в пути», в 1978 году показанное на Всесоюзной выставке произведений молодых художни­ков в Москве, отмеченное специалистами и прессой и попавшее на обложки цен­тральных журналов и в календарь «В мире прекрасного». На полотне изображены бескрайние заснеженные поля, красный трактор-тягач и тракторист, покинувший своего «железного коня», чтобы полю­боваться на неожиданно возникшую на зимнем небе радугу. И эта внезапная яркая высокая радуга - символ доброго пути - счастливым знамением озарила все твор­чество художника.

Вообще тема неба, высоты - у художника Евге­ния Винокурова определяющая, он любит писать картины как бы с высоты птичьего полета. Сам он родился на горе, на Малой Ахтырской улице, которая, по его словам, заканчивалась небом, а пролетающих птиц можно было увидеть сверху. Поэтому, на­верное, большинство его картин воздуш­но: в них всегда есть место небу. Напри­мер, в его «Извечном мотиве» (1986) оно почти во весь холст - как символ чистоты, просветленности, истины. На его картине «12 апреля» (2006), к которой еще очень подходит название «Космос как предчув­ствие», - уголок Уфы у музея Аксакова, весенний талый снег, деревья, ручьи и дети, которые, запрокинув головы, глядят в высокое, бездонное небо... Эта карти­на получила серебряную медаль на про­шедшей в конце 2008 года региональной художественной выставке «Урал» в Че­лябинске.

Е. Винокуров. Напутствие. Холст. Масло. 1986.

Евгений Винокуров. Напутствие. Холст. Масло. 1986.

Также частые и любимые персонажи винокуровских произведений - птицы: разве не у них научились люди летать и петь, разве не они служат нам примером жизни в гармонии с природой? Птицы присутствуют, например, в картинах «Из года в год» (1982), «Стрижиный берег», «Степной замок» (1984), «Тверская пти­ца» (1991). А в «Весенних полетах» (1983) изображена посадочная полоса для само­летов с серебристой опорой для фонарей - красного и синего, между которыми свила себе гнездо какая-то птица. Так кар­тина слила в едином братстве пернатых и самолеты.

Евгений Александрович - из поко­ления сороковых (родился в 1946 году в Уфе). Художественное образование получил в Уфимской вечерней школе ра­бочей молодежи № 2 (куда добирался «на перекладных» - на двух трамваях из противоположной части города). Работал художником в самых разных учреждениях и на предприятиях Уфы и других городов, в 1986-90-х годах был председателем Ко­миссии по охране памятников истории и архитектуры при Союзе художников РБ, в 1992-2004 годах - заместителем дирек­тора Уфимской художественной галереи. С конца 80-х годов по настоящее время является членом правления Союза ху­дожников РБ (возглавляет выставочный сектор).

Е. Винокуров. Уфа. Весна на окраине. Холст. Масло. 1997.

Евгений Винокуров. Уфа. Весна на окраине. Холст. Масло. 1997.

Винокуров - это тот случай, когда не­достаток академического образования пре­красно восполнился самообразованием, жизненным опытом и талантом - редким талантом обостренно чувствовать красоту и так передавать ее в произведениях, что их трудно забыть. На его счету больше десяти персональных художественных выставок (Уфа и другие города и районы Урала, Саранск, Москва, Санкт-Петербург, Париж, Нью-Йорк, Стамбул), а также уча­стие более чем в тридцати различных кол­лективных всесоюзных, всероссийских, республиканских, зональных, междуна­родных. Его картины хранятся в Мини­стерстве культуры РФ, в дирекции Союза художников РФ, в художественном музее им. М. В. Нестерова и в картинных гале­реях и музеях Бирска, Нижневартовска, Тобольска, Когалыма, частных собраниях во Франции, Германии, США, Турции.

Евгения Винокурова часто называют очарованным странником, и это совер­шенно справедливо: повинуясь «духу бродяжьему», он объездил не только родной Урал, но и всю Россию и Крым, загля­дывая в дома творчества в Московской, Ленинградской, Калининской, Тверской, Иркутской областях, собирая по крупи­цам творческий и духовный опыт и насы­щая свою душу красотой и гармонией.

Это на редкость увлеченный, разно­сторонний художник, за свою творческую жизнь попробовавший себя в самых разных видах изобразительного искусства. Неизменно добросовестно и досконально изучая и осваивая их технику, он затем ее переосмысливает, вдохновенно импрови­зируя, причем всегда с большим успехом. Все начиналось с сотрудничества с газетой «Вечерняя Уфа», куда он - тогда молодой самодеятельный художник - в конце 60-х годов стал отдавать свои рисунки. Позже, в 70-е годы, он активно занялся мону­ментальным и декоративно-прикладным искусством, не оставляет его до сих пор. регулярно участвуя в различных специ­альных выставках. Винокуров - автор та­лантливых монументально-декоративных произведений в интерьерах и экстерьерах зданий Уфы, Салавата, Наро-Фоминска, Тобольска.

Е. Винокуров. Нагаево. Пора зеленных трав. Холст. Масло. Конец 70-х годов.

Евгений Винокуров. Нагаево. Пора зеленных трав. Холст. Масло. Конец 70-х годов.

Первым заметным явлением в его творчестве стали эмблема (чеканка) и витражи Башкирского государственно­го театра кукол. Позже витражи по его проекту украсили и корпус Уфимского государственного нефтяного технического университета, его мозаики украшают клуб объединения имени Кирова, фирму КПД, комплекс «Баштехинформ». В сферу твор­чества художника входят и гобелены (кто сказал, что гобелены - это прерогатива женщин? например, во Франции - на ро­дине гобеленов - ими часто занимаются мужчины). А его резьба по дереву на темы русских поговорок привлекла внимание зрителей на республиканской выставке самодеятельных художников еще в 1974 году.

Винокуровым создано и немало та­лантливых росписей по дереву - даже имитирующих русскую народную вышив­ку (триптих из декоративных объемов «Берегини» (1997), где на готовых дере­вянных формах белыми масляными кра­сками он воссоздает орнамент старинной фольклорной вышивки по сетке Тверской губернии конца XIX - начала XX века, ухитряясь повторить фактуру нитяного рельефа). В последнее время он также создает объемно-пространственные ком­позиции из необычных сочетаний разно­родных материалов и предметов по типу инсталляций и ассамбляжей. Какие только подручные материалы и старые вещи или их обломки им не используются! Вот уж точно сюда подходят ахматовские строки: «Когда б вы знали, из какого сора...» Но в результате всегда получаются эстетичные, высокохудожественные произведения, свидетельствующие о мастерстве их соз­дателя, - например, инсталляции «Мас­леница» (2007) и «Готика» (2008). Для «Масленицы» в ход пошли туеса, детали от венских стульев, сыромятный ремень и даже пионерский барабан и шнурки от ботинок, а для «Готики» - деревянный короб от швейной машинки, фрагменты балясин, обломки лыж, циферблат от ча­сов. Эти работы были представлены на Третьей республиканской выставке «Про­фессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана», проходившей в Уфимской художественной галерее в конце 2008 года.

Е. Винокуров. Уфимский дворик. Холст. Масло. 1993.

Евгений Винокуров. Уфимский дворик. Холст. Масло. 1993.

Но все это сам художник считает лишь ремеслом. Графика и живопись - вот его судьба, которую определила его встреча и совместная работа с замечательным баш­кирским художником А. В. Пантелеевы,м, а также самозабвенная самостоятельная работа в домах творчества. Что касается изобразительной манеры, то он ее всегда полностью подчиняет идейному замыслу своих работ, своим чувствам и настроени­ям. «Не лукавь, - главный его принцип, - это вылезет, как на широком экране». Его произведения - на редкость искренние, тонкие, целостные, способные пробудить в нас самые добрые чувства.

Большого внимания заслуживает графика Евгения Винокурова - печат­ная (эстампы) и выполненная от руки (коллажи, тушь, акварель). При создании эстампа с графического листа изображе­ние фотоспособом переводят на медную доску, протравливают, а затем печатают. Здесь в первую очередь упомяну его фило­софские работы 1998 года «Несущая анге­ла» и «Дерево», участвовавшие во Второй Уральской триеннале станковой печатной графики «Уфа - 98». Талантливый пример коллажа - его шутливая работа «Золотая рыбка» (2001), где на холсте путем соче­тания масляных красок и производствен­ных этикеток изображена яркая сказочная рыба в форме полумесяца, она участвовала в художественном проекте «Слияние лун» (2001). Что касается работ, выполненных черной тушью и пером и создававшихся чаще как этюды к живописным пейза­жам, то они смотрятся как вполне само­стоятельные произведения - настолько они убедительные и законченные (рабо­ты 1980-х «Нагаево», «Осень» и другие). А его акварели производят впечатление либо иллюстраций к каким-либо сказкам - десятилетней давности фантазийные работы «Домики на облаках», «Лодка. Грозовая туча», либо целых акварельных картин - как, например, его серия 2008 года «Тобольская мелодия». Это лири­ческие акварели, на которых художник по-своему компонует изображение старой части города с маленькими деревянными домишками и величественным Тоболь­ским кремлем, включая его легендарную Благовещенскую церковь, связанную с историей царской семьи Романовых.

Продолжение: Высоты Евгения Винокурова. Часть 2.




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

מבחר ענק של שירותי ליווי בתל אביב המון נערות ליווי חדשות

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта