Николай Ромадин. У сельсоваета 1957. Холст. Масло. Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но волжанин. Родом с могучей, раздольной Волги. Там, в Самаре, занимался боксом. Характер был заложен еще до приезда в Моск­ву. Окончил Вхутемас в 20-е годы, в ту пору, когда на холст клеили опилки, крепили железки. Окунувшись в жизнь, понял, что реа­лизм и изобразительность - понятия единые. Обратился к копиро­ванию мастеров, особенно Александра Иванова. Писал этюды, во все времена года. Тренировал память. В начале посмотрю на мотив, а потом прихожу и по памяти пишу этюд. Написал несколь­ко удачных картин, в том числе «Бегство Керенского».

Но, - сердечно признался Николай Михайлович, - писать кар­тину надо годами, несколько лет кряду. Если она даже получится, то и это не все. Нужна ли она будет? Приобретут ли ее, не при­обретут?..

Николай Ромадин решил не разбрасываться, полностью заняться пейза­жем. В Москве почти не жил, приезжал домой на несколько дней. Привозил сделанные работы, готовился к новой поездке. Писать любил на бумаге, маслом на бумаге. Так, он говорил:

- Вы посмотрите, почти все великолепные этюды - произведе­ния А. Иванова - выполнены на бумаге, покрытой рыбьим клеем. И я наклеиваю на картон ватман, а чтобы его не выгибало при высыхании, с обратной стороны клею несколько слоев бумаги. Удобно возить, и краска на такой основе не жухнет и не провали­вается. А за неимением рыбьего клея можно проклеивать 2 - 3 раза желатином.

Художник Николай Михайлович Ромадин.

Художник Николай Михайлович Ромадин.

Потом он рассказывал, как умудрялся ездить на поездах до войны. Ему приходилось часто залезать в окно вагона. В начале забрасывал этюдник, связку материалов, потом влезал в окно сам. И на верхнюю третью полку. Специально для поездки одевал галстук, шляпу. Народу набивалось - встать негде. Мешочники, цыгане, шпана. Если кто-нибудь тянул за ногу, надвигал шляпу на глаза, поправлял галстук (все это проделывал в лежачем состоянии на третьей полке), имитировал движение рукой в карман: «Ты что, хочешь узнать, кто я такой?» Чувствуя, что это знакомство им ничего хорошего не принесет, отставали...

- И вот решил я пойти ва-банк: заняться живописью два года подряд, не отвлекаясь на мелкие заработки. Назанимал денег целых 19 тысяч и ушел в работу. Летом писал в дивно красивом месте, где работал Левитан, - в Васильсурске.

Когда пришло время экзамена, попросил своего друга при­гласить Михаила Нестерова, его оценка ой как много значила. Тот ему объяснил, что Нестеров не любит смотреть выставки художников и суров в оценке. Был случай, показывался художник в Академии художеств, и умолил-таки он мэтра прийти на его вернисаж. Зашел Нестеров в первый зал, окинул взглядом несколько работ. Развер­нулся к автору, бросил: «А вы не художник», - повернулся и вышел.

- Ты не боишься? - спросил друг.

Нестеров все-таки был приглашен. Николай Михайлович Ромадин расставил свои небольшие работы по комнате, на стуле, рядом с ним, на кровати и так по кругу. Нестеров поздоровался и стал смотреть. Молчит. Николая бросило в пот. Художник посмотрел раз, пошел по второ­му кругу. Ромадин в поту, его уже трясет. Друг его все это заметил, шепнул на ухо: «Раз смотрит, это уже хорошо!»

Николай Ромадин. Свежий вечер. 1954. Холст. Масло. 53 Х 74.

Николай Ромадин. Свежий вечер. 1954. Холст. Масло. 53 Х 74.

Посмотрел Михаил Васильевич работы и обращается к нему:

- Молодой человек, а могу я вам задать два вопроса?

- Да, пожалуйста!

- Любите ли вы деньги и есть ли у вас воля?

- Деньги я не люблю. А воля, кажется, у меня есть! - ответил Ромадин.

Подошел к нему Михаил Васильевич Нестеров, положил руку на плечо, ска­зал присутствующим: «Вот перед вами в будущем большой русский художник!»

После этого побывала у него закупочная комиссия из Третья­ковки во главе с И. Э. Грабарем. Приобрели работ на 40 тысяч. Ромадин отдал 19 за долги и стал работать дальше.

Спросили Николая Ромадина о том, как родился один из лучших его пейзажей - «Река Царевна».

Николай Ромадин. Село Хмелевка. 1944. Холст. Масло. 47 Х 69.

Николай Ромадин. Село Хмелевка. 1944. Холст. Масло. 47 Х 69.

- Приехал я поездом на вологодчину. Выхожу на перрон. Подходят ко мне двое мужчин, как в таких случаях говорят, в штат­ском, в сером.

- Вы знаете, куда приехали? - спрашивают.

Ромадин объяснил им цель своего приезда и при этом спросил, откуда они знают, что он должен приехать?

- Это наша работа. Мы все нужное нам знаем. А приехали вы в места не совсем обычные - тут недалеко «зона», заключенные.

Приставили к нему охрану, человека с ружьем. Тот прогуливал­ся по берегу при нем, пока Николай писал работу в течение трех­четырех часов. Название реки подлинное - Царевна. Вот в такой контрастной ситуации родился один из поэтичнейших пейзажей русской живописи.

- Работается по-разному, - продолжал художник. - Пейзаж «Весна» писался по памяти три года. Пейзаж «Затопленный лес» сюжетно походил на шишкинский шедевр «Сосны, освещенные солнцем». Но когда я представил себе, что за моей спиной, затыл­ком - река, электростанция, плотина, работа пошла с современ­ной пульсацией, появилось мое собственное видение.

Это сейчас уже студенты знают организацию изображения на плоскости холста. А в те 40 - 50-е годы для художников это было тайной за семью печатями.

Ромадин рассказывал:

- Когда Михаил Нестеров, просматривая мои работы, увидел, что я умею удерживать изображение на плоскости и оно в ней не прова­ливается и не вылетает из нее, он спросил меня: «Откуда вы это знаете?» - Я ответил: «Знаю!».

Николай Ромадин. Корженец. 1946. Холст. Масло. 52 Х 98.

Николай Ромадин. Корженец. 1946. Холст. Масло. 52 Х 98.

Мы, студенты, просили мастера объяснить принцип удержания изображения на плоскости. Он предпочел оставить это загадкой. Но, размотав этот же вопрос в обратном порядке, я получил ответ!

В Русском музее в экспозиции находится пейзаж Ромадина «Золотая речка». Весенняя, нежная, переливчатая работа. Когда Ромадин нас, зрителей, водил по залам своей выставки, проходив­шей в 1961 году в Академии художеств, то остановился у этой картины и неожиданно сказал:

- Надо у Русского музея попросить на время «Золотую речку». Дописать следует. Вот видите - здесь и здесь небо не дотянуто. В том месте, где я расположился, оказался рядом санаторий, и какой-то идиот вдруг врубил радио на всю мощь. Как я ни борол­ся с собой, пришлось собраться, уйти. Прежде чем пойти на этюды, я настраиваю себя на работу. Часто читаю стихи.

Таким требовательным к себе был Мастер. Стихи Фета, Тютче­ва, Пушкина, Есенина мог подолгу читать наизусть.

С 1957 года, в течение почти сорока лет, мне выпало счастье видеть на выставках в Ленинграде, Москве новые и новые, изуми­тельно тонкие по цветовой гармонии, поэтичные пейзажи боль­шого русского художника Николая Михайловича Ромадина.

Владислав Эдуардович Меос, художник




Комментарии  

 
0 Исакова Римма #1 27.01.2013 12:38
Уважаемый Владислав Эдуардович Меос!
Вы считаете себя учеником Николая Михайловича Ромадина, а по не знанию даёте фотографию другого человека! Это сын Николая Михайловича - художник Михаил Ромадин. Не называйте себя учеником великого человека!
 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Художники Республики Башкортостан

Мазитов Амир Минивалиевич

News image

Живописец. Заслуженный художник РБ (2010). Лауреат Государственной республиканской молодежной премии им. Ш. Бабича (... Далее

Художники Республики Башкортостан | Вторник, 14 Марта 2017

Яппаров Рифат Ульфатович

News image

Яппаров Рифат Ульфатович, родился 2 марта 1967 года в г. Салават Республика Башкортостан. Интерес к изобразительному и... Далее

Художники Республики Башкортостан | Воскресенье, 14 Апреля 2013

Посмотрите, как мысль и чувство краской капает с холста. Художник Виктор Шарыгин

News image

Не хотел он, чтоб его рисунки Были честным паспортом природы, Где послушно строятся по струнке Люди, кони, города и в... Далее

Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 19 Марта 2012

Время, запечатленное в образах. Художник Геннадий Немчинов.

News image

На персональных выставках искусство Геннадия Петровича Немчинова, члена Союзе художников России, предстает перед зрителя... Далее

Художники Республики Башкортостан | Понедельник, 12 Марта 2012

Человек с белой тенью. Художник Виктор Бивняев.

News image

Есть люди-камертоны. Общаться с ними непросто - даже тихое движение струн их души отзывается в твоей ясно, четко, рожд... Далее

Художники Республики Башкортостан | Четверг, 8 Марта 2012

Комментарии

Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта