Ольга Самосюк. Серия Цивилизации. Первобытный строй. Офорт.Нас всегда тянет к непознанному, хранящему некие тайны — любопытст­во заложено в самой человеческой природе. Мир полон загадок, а время то преподносит человечеству ответы на них, то, напротив, множит тайны. В ис­тории культуры древнейших народов есть еще немало белых страниц, пред­ставляющих огромное поле деятельности для любопытного исследователя. Кто, для чего и как, например, оставил многотонные статуи острова Пасхи или рисунки обезьяны, паука, кондора и колибри на плато Наска, очерчен­ные многокилометровыми линиями? Как были построены древние пирами­ды и кто придумал первый календарь? Как жили майя и ацтеки и что за тайны знали друиды? Как менялись отношения древних со Вселенной?

Художественный и научный, этический и религиозный опыт, накоплен­ный за тот — по меркам людей — огромный отрезок времени, которым мы сегодня исчисляем историю человечества на Земле, зафиксирован фрагмен­тами материальной и духовной культуры — легендами и мифами, визуаль­ными образами памятников изобразительного искусства. И даже огромные потери, понесенные в результате катаклизмов и войн, не умаляют великого наследия, оставленного ушедшими цивилизациями. Это наследие подобно древнему сундуку с сокровищем: самые пытливые исследуют его, пытаясь восстановить картину прошлого, те же из любознательных, кто движим жаждой собственного творчества, изумляясь накопленному богатству и величию человеческого разума и фантазии, черпают в них силы и вдохновение для создания новых ценностей, как это делает уфимский художник-график Ольга Самосюк.

История культуры — бесконечный разговор прошлого с настоящим и будущим. Разговор, в котором художественным памятникам отведена роль универсального языка — с их помощью нам открывайте представления ушедших цивилизаций о мире, их взаимоотношения с ним. Тем, кто знако­мится с творениями древних спустя сотни лет и — тем более — тысячелетня, смысл этой информации, разумеется, менее понятен, чем современникам древних сказаний и мифов, стоунхенджей и зиккуратов, разделявшим ми­ропонимание их создателей. В надежде на разгадку многих тайн, которыми время окутало деяния древних, человечество не оставляет попыток восста­новления обратной связи с прошлым.

Ольга Самосюк. Серия Цивилизации. Финикия.

Ольга Самосюк. Серия Цивилизации. Финикия. Офорт.

Графическая серия Ольги Самосюк «Цивилизации» (справедливее будет определить этот колоссальный труд как большой художественный проект, поскольку обращение автора к этой теме, вероятнее всего, еще будет иметь продолжение) — один из мостов между нами и канувшими в Лету странами и народами. Как «архитектор» Ольга имеет право на собственное опреде­ление конфигураций этого «моста», очертания которого зависят не только от эмоционального восприятия ею информации, оставленной древними в памятниках культуры, но и от субъективного авторского мировоззрения. Смысл этого художественного проекта состоял не в изобразительной рекон­струкции истории культуры того или иного народа, построенной на прямом цитировании древних образцов искусства и архитектуры, а с создании цело­го цикла самостоятельных крупных графических произведений, имеющего в качестве программы представления современного человека (художника!) о многообразии и самобытности культур древних народов и их философско-религиозных воззрений, выработанных в процессе освоения того множест­венного единства, имя которому — Вселенная.

Ольга Самосюк. Серия Цивилизации. Эгейское государство.

Ольга Самосюк. Серия Цивилизации. Эгейское государство. Офорт.

Интерес художника к истории той или иной цивилизации, к их верова­ниям и знаниям, практическим достижениям возник не сегодня. Впервые Ольга Самосюк обратилась к этой теме в 1988 году в работе «Языческие боги славян». Выполненная в технике монотипии, серия состояла из 7 ли­стов, каждый из которых представлял древнеславянские божества ("Вила", "Семаргл" , "Перун" и другие). Границы темы истории культуры и духовных поисков человечества в творчестве художника постепенно расширялись. Со­держанием работ становились то религиозные верования друидов, то пер­сонажи мифологии древнего Крита или гомеровской "Одиссеи". Широкий кругозор художника, обеспеченный постоянным интересом к информации, «закодированной» в легендах и мифах, символах и знаках, цвете и орнамен­те, и глубокое переосмысление познаваемого материала реализовались в тема­тическом разнообразии и в богатстве образов многолетнего в целом труда. Основанные на знаниях мировой художественной практики и обогащенные непраздным любопытством к этическому и духовному опыту землян, графи­ческие произведения Ольги Самосюк сегодня представляют собой большой цикл, состоящий из нескольких серий, выполненных в различных печатных техниках. Среди них монотипии: «Прогулки по Египту» (1989), «Арканы Таро» (1998), «Первобытная охота» (1999), «Ноев ковчег» (1999), «Православ­ные святые» (1999), «Викинги» (2000), «Друиды» (2001); офорты: «Камни пирамид» (1995), «Майя» (1997), «Деяния древних» (2000), «Африка. Жених и невеста» (2001) и другие. Многие из них явились первым «подступом» к художественному воплощению исходного конкретно-исторического матери­ала. Достаточно сравнить «Майя», «Деяния древних», «Викинги» и «Друиды», созданные в прежние годы, с листами «Месоамерика», «Греция», «Викинги» и «Друиды» («Кельты») серии «Цивилизации» (2002-2003), чтобы заметить су­щественную разницу не только в пластическом решении и формообразова­нии, обусловленных разностью графических техник (монотипия диктовала большую обобщенность, офорт предоставлял возможность для подробной детализации), но и в их содержании, поскольку с приобретением новых зна­ний постепенно открывалось художнику и новое, более широкое видение темы.

Ольга Самосюк. Серия Цивилизации. Шумерское государство.

Ольга Самосюк. Серия Цивилизации. Шумерское государство. Офорт.

Девизом работ, посвященных истории культуры и верований древних народов, стало глубокое убеждение Ольги Самосюк: «Ничто не исчезает бесследно, всякий человеческий опыт ложится в багаж, наследуемый и используемый потомками». Это убеждение, собственно, и инициировало появление исторической темы в творчестве художника. Между тем. логика этого девиза справедлива и в отношении отдельного человеческого опыта: шаг за шагом, от одной работы — к следующей, постепенно копились знания и практический опыт самой Ольги. Наконец, обширный историко-куль­турный материал воплотился в двадцати крупноформатных графических листах цикла «Цивилизации», отпечатанных с нескольких досок (цинковых пластин), — произведений, отмеченных безупречным исполнительским мас­терством, высокой графической культурой. Этот труд, как уже отмечалось, еще не закрывает тему истории в творчестве Ольги Самосюк, но, вместе с тем, благодаря обобщению реализованного в нем обретенного опыта и бага­жа знаний уже является своего рода некоей программной итоговой вехой Мировосприятие современного человека, творческая фантазия, неорди­нарность мышления, индивидуальность художественной манеры определили оригинальность серии «Цивилизации». Ее листы чрезвычайно насыщенны информацией, изобретательны в построении композиций, остроумны в подаче темы и образов. Основательный подход к материалу не позволил художнику экстрамодными новациями и изощренностью технических приемов затмить своеобразие, присущее искусству древних цивилизаций. Строгая изобретательная образная система, композиционные и колористические решения, весть изобразительный язык основан на близости (с точки зрения автора) художественной культуре определенной страны и народа. В трактовке Ольги Самосюк и понятия тематического содержания произведения, и сами реалистические формы не уничтожены и не искажены, но столь деликатно трансформированы, что позволяют зрителю вполне понять их условность и вместе с тем оценить самостоятельность и самобытность авторского подчерка. Корректность в подходе к формообразованию в определенной степени определила и ту целостность, которая присуща всей графической серии «Цивилизации».

Продолжение: Ольга Самосюк - Серия "Цивилизации". Часть 2.




У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта