Е. Севастьянов. Трансформация. 2005.

Признаться, давно хотела познакомить­ся с художником Евгением Севастьяновым, он интриговал меня. Вернее, его картины. Начиная с самых ранних. Впервые я увидела и картины, и автора на одной из молодежных выставок. Те, ранние, произведения изображали сказочных зверей и леших. В них была неодолимая сила. В последующем каждые несколько лет художник Севастьянов менял манеру, подход, цветовую гамму, круг сюже­тов. Сам художник говорит, что изменения были связаны с тем, что ему хотелось сделать что-то новое, концептуальное: «Как только внутри становишься новым человеком, так неизбежно начинаешь искать что-то новое».

В творчестве, как и в жизни, каждый реализует себя по-своему. У кого-то пре­валирует логика, рациональность, кто-то живет в огне страсти и чувств. Есть картины, которые, словно мощный энергетический поток, словно сноп света или водопад, обру­шиваются на зрителя, исключают равноду­шие смотрящего. В подобном ключе твори­ли Камиль Писсаро, Ван Гог, Энди Уорхолл. К подобному типу художников относится и Евгений Севастьянов, на мой взгляд, самый необычный художник Уфы.

Итак, встреча назначена. В уговоренное время мы с фотографом стояли перед ничем не примечательной пятиэтажкой. Художник встретил нас с кефиром в руках, что сразу напомнило о забавных действах, которые Севастьянов любит устраивать на открытии собственных выставок. Но сейчас кефир предназначался для самого обычного употре­бления, а художник просто шел из магазина. Севастьянов был одет в темно - оранжевую куртку. Он пояснил, что не может носить одежду ярких тонов, вроде красного или светло-оранжевого, чаще чем раз в неделю, т. к. очень от нее устает. И по­тому, кроме как на открытия выставок, для которых есть специальные красные джин­сы, выбирает одежду неброскую, холодных тонов, и больше всего любит темно-синий. По лабиринтам хрущевки мы прошли в комнату художника, где тоже все было бо­лее чем спокойно и просто. Чуть ли не треть комнаты занимала стопка картин: от пола до потолка, в разноцветных рамах (соз­дающих ощущение радуги). На оставшемся пространстве разместились: фанерный топ­чан, стол с компьютером и полками, анти­кварный сундук, замещающий место стула, и затянутые пленкой работы, приготовлен­ные для выставки. На стопке картин рас­положился чудесный горный пейзаж, а на стене сиял из рамы свежий «Фольксваген-жук» цвета спелого апельсина. Несколько фотографий, включая автора в детстве, лишними тоже не выглядели. А завершал интерьер футуристический подоконник из переливающегося металла  - работы отца (как, впрочем, и фотографии). На подо­коннике стоял слон - оранжевый и жи­вописный. По комнате бродил спасенный художником кот Кузя почтенного роста и возраста (двадцать лет).

Меня давно волновал вопрос: «Как себя чувствует художник Евгений Сева­стьянов на том месте, которое занимает сейчас в сознании горожан?» Не секрет, что для большинства уфимцев наш герой - не столько создатель картин, сколько творец неких уличных представлений, чудачеств и нарушений общественного порядка вро­де той же дегустации кефира, рисования огромной черной фигуры на асфальте, изготовления мумии из живого человека (себя) с помощью туалетной бумаги и тому подобного. Словом, художник Евгений Севастьянов занимает в сознании жителей Уфы место то ли городского сумасшедшего, то ли городского шута. Было любопытно, как к такому мнению относится сам герой. Выяснилось, что художнику образ возму­тителя спокойствия необходим:

Е. Севастьянов. По телу. 2007.

Евгений Севастьянов. По телу. 2007.

- Роль городского сумасшедшего меня не тяготит. Ведь я человек застенчивый. А художник должен раскрываться. Через какое-нибудь странное действо я раскрываюсь. Пе­ревоплощение такое. Шаманизм. Забываешь, что ты художник. Да, смущает иногда реакция публики, вопросы всякие дурацкие. Если бы не эти вопросы, я бы, наверное, и по жизни разыгрывал много. В сущности, все акции с дружеских розыгрышей и начались. Разыгры­вать друзей очень люблю, они меня тоже.

Если бы у меня был автомобиль, мог бы наряжаться как хотел, - не пристанут на улице. В общественном транспорте в подобном виде добраться трудно. А ведь художнику надо постоянно что-нибудь такое устраивать, чтобы людей будить. Чтобы люди интересовались твоим твор­чеством. А то ходят какие-то потухшие - ничем, кроме безумств, не прошибешь. Но в последнее время что-то поднадоело преподносить себя, я становлюсь гордым. Надоело класть искусство к ногам. Нужен другой уровень подачи.

-   Это вы к тому, что однажды выста­вили икону Богоматери на «Ночи музеев» и дали краску, чтобы замазывали? Это не чересчур было?

-   Я ведь думал, что будут дорисовы­вать. Возвращаюсь - замазана вся, цели­ком. Растерялся даже. Хотел, чтобы люди выразили себя, - они и выразились.

Поинтересовалась, почему подписи к картинам Севастьянова бывают порой за­нятные - длинные, как стихи. Оказалось, что Евгений Севастьянов пишет - и всегда писал - стихи. Тогда отчего возникло же­лание стать художником?

-   Рисовать мне проще. Со стихами я мучаюсь. В детстве я вообще не рисовал. Мне было лет пятнадцать, очень хотелось обратить на себя внимание. Друзья что-то пели, сами сочиняли. Длинные волосы, гитары - хипповые, словом. Вот и стало завидно: люди что-то делают интересное, самовыражаются. Сел за стол и составил список того, чем бы мог заняться. Оказа­лось, что живопись подходит больше всего остального. Но в художественные школы меня не приняли. Тогда записался в студию при Дворце пионеров имени Комарова, пре­подаватель Татьяна Миансаровна Загитова. Студийцам по пять-шесть лет, я один такой здоровый. Забавно - хихикают. А я молча рисовал. Выполнял все задания. Наброски делал с утра до вечера. Со всего. Жутко нра­вилось. Сейчас все изменилось. И люди ста­ли меньше нравиться, - говорит художник.

Е. Севастьянов. Я - свет. 2003.

Евгений Севастьянов. Я - свет. 2003.

-      Как, кстати, вы наш город воспри­нимаете? Он же такой своеобразный по ментальности.

-   Уфу? Да я ее и не замечаю, и людей ее не замечаю. Это очень удобно. Только уфимцы иногда странные бывают. Когда недавно выступал на канале «Вся Уфа» в прямом эфире, зрители почему-то активно реаги­ровали на то, что я говорил. Обижались даже. Хотя я ведь ничего такого не сказал. Меня спросили, что я думаю про Уфу. Я и сказал, что Уфа - провинциальный город, мало чем отличающийся от деревни. А люди почему-то на меня вдруг набросились. Стали звонить и возмущаться. Одна особенно запомнилась. Я, говорит, женщина и деко­ратор, и я не считаю, что Уфа - деревня. А если художник Севастьянов так считает, то пусть остается здесь прозябать! Все равно он никогда никуда отсюда не выберется! И че­рез слово повторяла, что она ДЕКОРАТОР. Начало казаться, что три художника жило на земле: Шишкин, Репин и Декоратор. А один зритель даже после эфира звонил. Представляете - уже с другими беседуют, а он все звонит! У вас, говорит, несколько часов назад один художник выступал, Сева­стьянов фамилия. Мне мнение Севастьяно­ва глубоко безразлично. А потом почему-то далеко не безразлично добавил: «Но я хочу сказать, что Уфа и без него спокойно про­живет, а если он захочет из Уфы уехать - пусть только попробует! Ничего никогда у него не получится! Художник должен жить и умереть на родине!» Такие странные все же люди попадаются. Агрессивные. Потому и к людям стал хуже относиться. Но в по­следнее время могу снова спокойно творить. Потому что стараюсь избавиться от того, чтоб осуждать других.

В связи с этим трудно согласиться со словами Евгения, что семья у него самая обыкновенная. Да, семья эпатажного ху­дожника вполне типична: мама работала в справочном бюро, отец - в авиации, брат Евгения - милиционер. Поначалу родите­ли боролись с «художествами» сына: вот за­кончит дурью маяться - и пойдет работать. Но сейчас его картины им нравятся. Так что главная ценность семьи художника еще и в таком редком для сегодняшнего мира каче­стве, как терпимость и понимание.

О ценностях, быте этого обычного мира художник и рассказывает в новой серии кар­тин. Евгений говорит, что готовит выставку специально для мамы. Ее портрет должны окружать любимые, знакомые повседнев­ные вещи - борщ, утюг, мясорубка.

Е. Севастьянов. Наслаждение. 2002.

Евгений Севастьянов. Наслаждение. 2002.

Севастьянов любит старые вещи. Вот друг чуть ли не со свалки сундук принес, с ключами. Очень удобно сидеть. А еще ху­дожник собирает саквояжи, которые обожал с самого детства. Как бы ниоткуда в комнате вдруг «нарисовалась» парочка низеньких сак­вояжей, длинных и пузатых, как беременные таксы. Один, бежевый и потертый, - видимо, саквояж с трудной судьбой. Второй, аккурат­ненький, черненький, с никелированными застежками, - словно вчера родился. А еще Севастьянову хотелось бы в цилиндре погу­лять. Просто не может пока достать. Ходил бы себе по Уфе в костюме-троечке. На голо­ве - цилиндр. Чем не Бурлюк XXI века?

Старые машины Севастьянов тоже любит, утверждая, что в них есть стиль. У него новая серия такая - автомобиль­ная. Можно даже подумать, что слухи об экстравагантности Севастьянова сильно преувеличены. Потому задаю вопрос на тему: скажи мне, кто твой друг...

-   Ваш друг художник Тимофей До­рофеев сейчас, напротив, обращается к отвлеченному, абстрактному искусству.

-   Я к Дорофееву вообще хорошо отношусь. Советуюсь. Он всегда прав­ду говорит, никогда не соврет. И если он видит недостатки в моем творчестве, то прямо указывает на них, и я стараюсь ис­правиться. Знаете, чтобы стать хорошим художником, не обязательно постоянно писать целыми днями. Иногда достаточно просто общаться - и ты растешь. Вот вы, например, сможете сказать в глаза, в чем именно заключается недостаток той или иной моей конкретной работы?

-  У вас очень сильные работы. Некото­рые из них прямо-таки действуют оглуши­тельно. Как раз картины со стихотворны­ми названиями произвели на меня некогда ошеломляющее впечатление. Кроме, может, грустного монстрика с оперением, который смотрит зелеными глазами в душу. Говорят, будто одну из картин данной серии поку­патель вернул художнику. Дескать, и денег назад не надо - только заберите картину.

-   Что, такая легенда по Уфе про меня ходит? Не знал! - удивлен Севастьянов.

-  Так это правда? Нет конечно! Хотя неплохо бы кар­тины столь удачно продавать! Так вы ду­маете, что именно в этом мой недостаток?

-   Пожалуй, да. Но только в этой се­рии. И может, в одной-двух работах из серии про африканских женщин.

-    Работы про негритянок просто слишком сексуальные. Хотелось тогда людей шокировать. Но публика как-то с этим перестаралась. И я понял, что нужно идти другим путем. А слоники, к примеру, вам нравятся?

Еще бы мне не нравились севастьяновские слоны! Большие и маленькие, грустные и шаловливые...

-   Слоны - мой талисман. Знаете, отку­да они взялись? Как-то принес в уфимскую галерею на продажу картину с обнаженной. А мне говорят: у нас дети ходят, мы такое повесить не можем. Без эротики картина для меня не имеет смысла, значит, надо найти что-то эротическое и безобидное. Вот и нарисовал первого слона. Да и во­обще я слонов люблю. Мне их, плюшевых, даже дарят.

-  А что еще нужно, по-вашему, карти­не, чтобы иметь смысл? Что делает хоро­шей картину? Ну, кроме эротики? И твор­чество каких художников вам нравится?

-   Мне Терегулов нравится. И Гаитов. В картинах, мне кажется, самое важ­ное, чтобы человек оторваться не мог. Чтобы картина была с первого взгляда необходима. Чтобы всегда хотелось к ней возвращаться. Сработать картину на все времена, чтобы разговаривала. Бук­вально живую. К тому я и стремлюсь. Вы замечали, что с художниками обычно абсолютно не о чем разговаривать? Их нужно смотреть. Эгон Шиле, Мунк, Бэ­кон актуальны до сих пор. Протест про­тив всего и вся. Конечно, сейчас все стало чересчур концептуально! Выставляют лампочек гирлянду, чучело акулы, теле­визоры. Конечно, забавно. Привлекает публику. Только вот самим искусством, живописью уже мало кто занимается. Пусть будет концептуальное, привле­кающее внимание. А рядом - хорошая живопись. Чтобы она не исчезла...

Я попыталась сделать набросок с ху­дожника. О чем мы в это время беседова­ли, я уже решительно не помню, да это и не важно. Потому что прав, тысячу раз прав художник Евгений Севастьянов - не надо беседовать с художником. Надо смотреть его работы.




Комментарии  

 
0 Admin #1 26.09.2010 12:22
На форуме открыт раздел этого молодого художника - Евгений Севастьянов
 

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Комментарии

The latest fresh information about Max Polyakov read at this site

Известные имена художников

Людвиг Эмиль Гримм

News image

Младший брат Якоба и Вильгельма Гриммов, блестящих немецких филологов, которые широко известны в основном своими обработ...

Известные имена художников | Понедельник, 6 Февраля 2012

Далее

Анкер – любимый художник швейцарцев

News image

Цена свыше 6 миллионов франков была назначена за картину этого автора на известном аукционе Sotneby’s. Кто он? Создатель...

Известные имена художников | Воскресенье, 22 Января 2012

Далее

СИНЬЯК, художник моря!!!

News image

Франция, вторая половина XIX века. В кругу поклонников изобразительного искусства не утихают жаркие споры вокруг нового ...

Известные имена художников | Воскресенье, 8 Января 2012

Далее

Жизнь и творчество Дали

News image

Сальвадор Дали вошел в историю человечества как человек достаточно неординарный. Он был одновременно мастером эффектов, ...

Известные имена художников | Среда, 2 Ноября 2011

Далее

Николай Михайлович Ромадин

News image

Ростом, как видите, я невелик, где-то около 150 сантимет­ров, - рассказывал о себе Николай Михайлович Ромадин, - но вол...

Известные имена художников | Среда, 26 Октября 2011

Далее
Перейти в категорию: Известные имена художников
Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта