Александр Бенуа. Сентиментальная прогулка. Бумага. Акварель, гуашь.

Александр Николаевич Бенуа

(1870–1960)

Художественная жизнь России начала XX века на протяжении многих лет является объектом неустанного интереса исследователей. Этот период замечателен формированием множества течений и творческих объединений, среди которых одно из ведущих мест занимал «Мир искусства». Художники этого объединения сыграли выдающуюся роль в истории русского графического искусства рубежа XIX–XX веков, во многом переосмыслив пути его развития, станковой и книжной графики в первую очередь. Идеологом и эстетическим лидером «Мира искусства» был Александр Николаевич Бенуа.

Предки Бенуа по линии отца происходили из Франции и Германии, мать была чистокровной итальянкой. В их доме имелась богатая коллекция произведений европейского искусства (в нее входила и знаменитая «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи). Поэтому становится понятной ориентация Бенуа и других «мирискусников» на запад. Однако здесь важно учесть, что, будучи католиком, Александр Николаевич с уважением относился и к древнерусской культуре.

В собрании Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова хранятся три произведения Александра Бенуа, но одно из них, на наш взгляд, наиболее целостно представляет эстетическую программу художника. Это графический лист «Сентиментальная прогулка», выполненный акварелью и гуашью в самом конце XIX века. Работа отражает и так называемый «мирискуснический» вариант стиля модерн, ретроспективный, во многом обращенный к художественному наследию классических эпох.

Однажды Сергей Маковский, редактор журнала «Аполлон», назвал «мирискусников» «ретроспективными мечтателями», очень точно охарактеризовав их эстетическую программу. Вдумчивый Бенуа чувствовал скоротечность рубежной эпохи, в которой жил, и будто ощущал самогосебя в прошлом, поэтому его ретроспективизм был вполне современен.

На переходе от Нового к Новейшему времени окончательно складывается модерн как художественный стиль. Его живописный и графический варианты оказываются на стыке реализма и авангарда, поэтому натура в этих произведениях зачастую соседствует с сотворенной реальностью. В «Сентиментальной прогулке» Бенуа словно намеренно дематериализует человеческие фигуры и деревья, тогда как самой «живой» выглядит архитектура, а еще точнее — впечатление от нее. Кажется, что автор отводит людям второстепенную роль — роль стаффажа: плоскостность и обобщенность их силуэтов - достойный отклик на формирующуюся стилистику модерна.

Холодная гамма, в которой выполнена работа, — также дань новой эпохе. На рубеже XIX–XX столетий холодные цвета служили средством выразительности не только для художников — к ним обращались и поэты, и философы. Достаточно вспомнить «фиолетовые руки на эмалевой стене» Валерия Брюсова, название выставки «Голубая роза», псевдоним поэта Александра Глинберга — А. Белый, и, конечно, само понятие «Серебряный век».

Главной художественной задачей Александру Бенуа виделась наивысшая эстетизация образов, поэтому он встает на позицию интерпретатора уже «готовых» образцов красоты - красоты прошлых веков, — которые овеяны в его произведениях романтическим флёром.

«Сентиментальная прогулка» поступила в собрание Башкирского государственного художественного музея в 1919 году в составе коллекции русской живописи и графики второй половины ХIХ — начала ХХ века, подаренной в 1913 году Уфе выдающимся художником, уфимцем Михаилом Васильевичем Нестеровым (1862–1942). К Нестерову же эта акварель попала непосредственно от Бенуа. Об этом свидетельствует авторская дарственная надпись в левом нижнем углу листа: «Александръ Бенуа Михаилу Васильевичу Нестерову, ноябрь 1899».





У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Стили и направления

Фотография и неонатурализм. Часть 2.

News image

Начало: Фотография и неонатурализм. Часть 1. Мода на фотографию стимулировала воз­никновение фотореализма как главного ... Далее

Стили и направления | Понедельник, 12 Декабря 2011

Фотография и неонатурализм

News image

Истина всегда будет новой, говорил Апол­линер. Перефразируя, можно сказать, что и реализм в живописи как правда художе­с... Далее

Стили и направления | Четверг, 8 Декабря 2011

Наивное искусство

News image

Все чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разо... Далее

Стили и направления | Вторник, 27 Сентября 2011

Символизм цвета

News image

В повседневной жизни мы как то быстро привыкли к тому, что краски являются эстетическим эквивалентом действительности.... Далее

Стили и направления | Понедельник, 29 Августа 2011

Немного о графике. Виды гравюры.

News image

Литография (Lifhographie от лито... и ...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под дав... Далее

Стили и направления | Четверг, 18 Августа 2011

Перейти в категорию: Стили и направления

Комментарии

Изобразительное искусство - это форма чрезвычайно тонкого сознания, подразумевающая состояние единения с объектом. Картина должна целиком исходить изнутри художника... Это образ, который живет в сознании, живой, подобный видению, но не познанный...

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта