Преподнесение дара многие века считалось и считается сейчас особенной формой связи и общения между людьми. Во время преподнесения дара возникает интеллектуальная связь, устанавливаются отношения между индивидами и группами, и это не товарные отношения, а символический обмен. Понятие дара, с исторической и антропологической точки зрения, начало формироваться очень давно, и оно отсылает нас далеко в прошлое, к древним ритуалам, когда преподнесение дара было очень символично, осознанно, часто имело религиозный смысл. Как говорит известный французский антрополог и философ Марсель Энафф в интервью, посвященном его книге "По направлению к экономике бесценного": "Обмен товарами, происходящий в период особых предприятий (празднества, встречи, пиры, тризны) не играл никакой экономической роли, товары вращались в круговороте дарения, демонстрируя щедрость и взаимоуважение. Дарение создавало престиж и гарантировало установление связей. Но вне этого контекста подарки не имели значения".
Сейчас современный человек воспринимает дарение как безвозмездную передачу имущества другому лицу или организации, и дарится все, что угодно. Часто дарение происходит без оформления каких-либо документов, если, конечно, речь не идет о случаях, когда акт дарения регулируется государством или подлежит обязательному оформлению.
Общий порядок дарения прописан в Гражданском кодексе РФ. В гл. 32 "Дарение" разъясняется, что такое договор дарения и какова его форма, права и обязанности сторон, отказ одаряемого от получения дара, ограничение, запрещение и отмена дарения, процедура пожертвования. Правила, установленные Гражданским кодексом, распространяются на любой вид безвозмездной передачи какой-либо вещи.
В данной статье речь пойдет о документационном оформлении дарения произведений искусства, в частности о документационном оформлении дара.
Заглядывая в прошлое, безусловно, первым приходит на ум один из самых ярких в нашей стране даров - коллекция братьев Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых. В 1892 г. умирает младший из братьев, Сергей, и в своем завещании он просит присоединить к собранию живописных произведений старшего брата все свои картины, зная, что Павел собирается оставить свою коллекцию г. Москве: "Так как брат мой Павел Михайлович Третьяков выразил мне свое намерение пожертвовать г. Москве художественную коллекцию и в виду сего предоставить в собственность Московской городской думе свою часть дома... где помещается его художественная коллекция... то я часть этого дома, мне принадлежащую, предоставляю в собственность Московской городской думе, но с тем, чтобы Дума приняла те условия, на которые брат мой будет предоставлять ей свое пожертвование..." В этом же году Павел Михайлович передает в дар городу собрание братьев, вместе с домом. В благодарность за столь щедрый дар знаменитая ныне на весь мир галерея стала носить имя Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. Через некоторое время после знаменательного события передачи в дар богатейшей коллекции Московская городская Дума объявила П.М. Третьякова почетным гражданином г. Москвы: "...За великую заслугу пред Москвою, которую он сделал средоточием художественного просвещения России, принесши в дар древней столице свое драгоценное собрание произведений русского искусства".
Отдельные произведения или целые коллекции постоянно приносятся в дар различным музеям нашей страны. Интересным примером может послужить музей, специально созданный для собрания даров, - Музей личных коллекций, сформированный из Отдела личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Музей личных коллекций переехал из главного здания ГМИИ в отдельное весной 2005 г. Этот перестроенный из двух зданий выставочный комплекс имеет сейчас около 23 экспозиционных залов, галерею на третьем этаже. Одним из самых привлекательных мест здания является бывшая улица, а ныне атриум с прозрачной крышей, где проводятся концерты, пресс-конференции и прочие мероприятия.
Основной принцип размещения произведений в музее - неотделимость собраний. Коллекции известных деятелей культуры и искусства С.Т. Рихтера, А.Н. Рама, Д.М. Краснопевцева и Л.О. Пастернака находятся на первом этаже, неподалеку от них экспонируются произведения художников XX в. А. Родченко, В. Степановой, А. Тышлера и др. Для показа отдельных даров отведен специальный зал. На третьем этаже располагаются произведения, принесенные в дар зарубежными собирателями.
Весь музей наполнен редчайшими произведениями, подаренными ему различными собирателями. "...В музее можно увидеть собрание декоративно-прикладного искусства Е.М. Макасеевой, бережно сохраненное и завещанное музею; коллекцию русской живописи и графики серебряного века, принадлежавшую И.В. Корецкой и Б.В. Михайловскому; наследия художников Л.М. Козинцевой и А. Быховского"
Говоря об идее возникновения такого музея, необходимо упомянуть известного московского собирателя, искусствоведа, литературоведа и общественного деятеля И.С. Зильберштейна, который первым подарил ГМИИ им. А.С. Пушкина свою коллекцию.
С момента создания Отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина музей пополнился очень большим количеством экспонатов, принесенных в дар, и связал себя крепкой дружбой со многими собирателями произведений искусства.
Основными экспонатами являются произведения живописи, графики, скульптуры, прикладное искусство и фотография. Порой переданная в музей коллекция собиралась ее автором в течение всей жизни.
В разных музеях процедура оформления дара происходит по-разному. Обратимся к тому, как оформляется процесс передачи дара в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Когда в музей поступает предложение принять в дар произведение искусства или коллекцию произведений, первое, что необходимо решить, - нужно ли музею данное поступление или оно не обогатит уже имеющуюся коллекцию. Для того чтобы верно принять решение, сотрудники музея - представители соответствующих отделов в зависимости от предлагаемого дара собирают экспертно-фондовую закупочную комиссию. На время обдумывания окончательного решения составляется акт временного хранения ЭФЗК, где дается информация о даримых произведениях.
На заседании комиссии составляется протокол, оформляемый по стандартной форме: формулируется повестка дня - принятие дара; фиксируются участники, выступающие "за" или "против" принятия произведения; указывается, что постановили. На основании протокола выносится решение о приеме дара, и если оно положительное и дар принимается, то составляется подробный список произведений, где указывается автор, название дара, описание, материал, техника и другая необходимая информация о произведении. После этого сотрудник отдела учета подготавливает договор дарения. В начале договора указываются имена и адреса Дарителя и Одаряемого. В "Общих положениях" договора (п. 1) указывается, что Даритель безвозмездно передает Одаряемому в собственность следующее имущество, и дается полное описание произведений, которые приносятся в дар. Затем говорится о том, что Даритель гарантирует, что передаваемое имущество принадлежит ему на праве собственности, никому не продано, не заложено, в споре или под арестом не состоит и не обременено правами третьих лиц. Если в договоре дарения не прописано авторское право Дарителя, то этим пунктом описание общих положений заканчивается. В договоре дарения с авторским правом оговаривается использование даримых произведений, например их тиражирование, распространение копий, осуществление показа произведений в числе выставок и экспозиций, прокат произведения, его реставрация и т.п. Права, описанные в этом пункте, передаются на весь срок правовой охраны произведения, и оно может использоваться оговоренными способами на территории всего мира.
Пункт договора касательно ответственности сторон идет вторым, в нем сказано, что стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
Указание на разрешение споров путем переговоров или в суде по месту нахождения Одаряемого прописывается в следующем пункте договора дарения.
В "Прочих условиях" последним пунктом договора разъясняется, что стороны подписывают договор в момент передачи имущества и договор вступает в силу. Изменения и дополнения к договору будут действительны, если они будут совершены в письменной форме и подписаны представителями сторон. Все остальные вопросы и споры, не предусмотренные в договоре, должны решаться под руководством действующего законодательства РФ. Договор составляется в двух экземплярах - для Дарителя и Одаряемого, имеет одинаковую юридическую силу и подписывается обеими сторонами.
Принимающая дар сторона, в данном случае музей, подшивает договор в дело о приеме вещи. Отдел учета, занимающийся оформлением дара, ведет электронную регистрацию в компьютере и бумажную регистрацию в специальных журналах, куда вносится вся информация о принимаемом даре.
Хранитель музея, ответственный за принятое произведение, составляет документ с описанием произведения, и если их несколько, то список.
Сотрудники отдела учета используют в своей работе специально разработанную компьютерную систему КАМИС (комплексная автоматизированная музейная система), в которой происходит регистрация произведений и работа с ними. Там составляются списки, указывается, кто из хранителей принял произведение, и даются специальные номера хранения. В этой системе информация систематизируется, и в итоге автоматически создается документ в формате Word под названием "Акт на поступление экспонатов в постоянное пользование", которому автоматически дается номер и проставляется число его создания.
Рассмотрим более подробно этот документ.
Он составляется на специальном музейном бланке с грифом "Утверждаю" за подписью директора. Текст акта заключается в том, что ГМИИ им. А.С. Пушкина в лице ряда сотрудников, ответственных за хранение произведений, приняли в постоянное пользование некое число произведений, подаренных Дарителем (пишется имя). Указанные предметы подлежат внесению в книгу поступлений под N КП.
Основанием для данного акта служит протокол ЭФЗК с номером и числом и договор дарения, также указываются номер и число договора. Отдельно оформляется приложение со списком даримых произведений, и наличие приложения отмечается в акте.
Акт составляется в трех экземплярах.
Акт подтверждает поступление вещи в музей, и ей присваивается ее номер по КП. Далее хранитель подписывает второй акт - акт приема музейных предметов на ответственное хранение и регистрирует принятый дар в инвентарной книге (эти книги находятся только в отделах музея, у хранителей произведений, а книги КП только в отделе учета), присваивая тем самым инвентарный номер произведению. Акт приема музейных предметов оформляется аналогично акту на поступление экспонатов в постоянное пользование, с единственной разницей, что здесь указывается теперь инвентарный номер, а не номер КП (книги поступлений).
Когда вещь получила инвентарный номер, она считается окончательно принятой в музей. Многие владельцы просят сразу вручить им благодарственное письмо, как только они принесли в дар свое произведение, но это не удается сделать так быстро, потому что процедура оформления произведения занимает определенное время и это можно сделать, только присвоив произведению инвентарный номер. На этом процедура оформления принятия произведения в дар заканчивается.
В Музей личных коллекций почти ежедневно обращаются с просьбой принять в дар то или иное произведение, некоторые из них имеют уникальную ценность и огромное значение для пополнения коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина. Из последних значительных даров необходимо упомянуть французскую вазу стиля модерн 1892 г., созданную по проекту Жоржа и Анри Панье, бронзовый бюст художника Тихомирова, созданный венгерским скульптором XX в., работу художника Пьера Карьера-Беллиза "Танцовщица", написанную в 1890 г., несколько сотен ценнейших старинных книг.
Есть некоторые дарители, которые, живя за рубежом, постоянно пополняют фонды российских музеев. Примерами могут служить подаренное князем Н.Д. Лобановым-Ростовским Музею личных коллекций собрание театрально-декорационной графики начала XX в. или дар американского собирателя С.В. Папкова - пейзажная графика Александра Бенуа.
Говоря подробнее о вышеупомянутом князе Никите Дмитриевиче Лобанове-Ростовском, нельзя не вспомнить его последний дар ГМИИ им. А.С. Пушкина - две картины начала XX в., одна из них - живописное произведение "Меланхолия поэта" - принадлежит кисти Джорджио де Кирико, второе - акварель "Черный зигзаг" Тео Ван Дуйсбурга. Принесение этого дара широко освещалось российской прессой. На торжественном вручении дара присутствовал министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов, вручивший Никите Лобанову-Ростовскому диплом Петровской академии науки и искусств.
Нельзя не упомянуть еще одного известнейшего мецената и коллекционера - Алишера Усманова. Не так давно Алишер Усманов выкупил коллекцию произведений русского искусства, которую в течение 30 лет собирали Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, и передал ее в дар в Константиновский дворец в Стрельну. Этот дар значительно пополнил коллекцию недавно отреставрированного дворца в Санкт-Петербурге и как нельзя лучше вписался в его контекст, ведь чета собирателей создавала эту коллекцию как образ "своей России".
Алишер Усманов неоднократно в интервью заявлял, что он любит искусство и руководствуется этим, когда вкладывает свои средства в проекты, связанные с культурой и искусством. Необходимо отметить, что в современной России сейчас действительно возникает совершенно новый слой элиты, которая готова спонсировать выставки и активно приносит в дар различным музеям произведения искусства из своих коллекций. Эти предприниматели и коллекционеры вносят свой вклад в национальную, отечественную культуру и делают это не потому, что это модно или нужно для собственной рекламы, а потому, что в этом появляется потребность. Эта тенденция, безусловно, очень положительный шаг в направлении сохранения и поддержания духовной связи между произведениями искусства и их владельцами, между музеем и обществом.

И.И.Макарова






У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, Вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Выставки

News image

XXI салон современного искусства Art Shopping

В  сердце Парижа, 20-22 октября 2017 года, в здании всемирно известного музея Лувр пройдет XXI салон современного и... Далее

Выставки в мире | Четверг, 17 Августа 2017

News image

«200 ударов в минуту» — выставка пишущих машинок

В Московском Музее современного искусства начиная с 16 декабря 2015 откроется выставка под названием «200 ударов в... Далее

Выставки в мире | Воскресенье, 29 Ноября 2015

News image

На Юге России пройдет «Биеналле-2015»

Мероприятие проводится министерством культуры Краснодарского края один раз в два года, с начала девяностых годов. Главна... Далее

Выставки в мире | Среда, 11 Ноября 2015

News image

В Башкирском Музее им. Нестерова начала свою работу выставка китайского фарфора

Основу экспозиции этой выставки составляют лучшие образцы современного фарфорового искусства Китайской Народной Республи... Далее

Выставки в Уфе | Вторник, 10 Ноября 2015

News image

8 ноября в Архангельске открылась выставка, приуроченная к 80 годовщине Союза художников области

Эта выставка (уже третья по счету среди выставок из цикла юбилейных) проходит в выставочном зале, принадлежащем Архангел... Далее

Выставки в мире | Воскресенье, 8 Ноября 2015

Жалок тот мастер, произведение которого опережает его суждение; тот мастер продвигается к совершенству искусства, произведения которого превзойдены суждением.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта