Боголюбов А. П. Синопский бой 18 ноября 1953. 1860.

Все гении прошлого преклоненно кивали на предшественни­ков со словами, что учиться-то надо у ВЕЛИКИХ, оставивших нам ТРАДИЦИИ и ШКОЛУ. Ниспровергатели канонов навязали искусству новую жизнь по своим понятиям. Главный тезис аван­гарда - самовыражение. В среде самовыраженцев напрочь отсутст­вует мысль, что надо учиться, тем более у каких-то там гениальных предшественников. Лучше взглянуть на столпов отечественного авангарда через призму профготовности.

Филонов - единственный, кто учился в Академии. Не в самой Академии художеств, а в классах при Академии. Не доучился - отчислен как безнадежный.

Кандинский, отец беспредметности, отцом стал сразу, как взял кисть. До этого тридцать лет с лишним - как Илья Муромец - Ва­силий ничего не знал ни о своем призвании, ни о живописи.

Нурмухаметов Р. М. Парфенон.

Продолжение, начало: Коллекция искусства - что это? - Часть 1

Диапазон жанров другого уфимско­го художника - Р. М. Нурмухаметова - обширен: портрет, композиционная картина, пейзаж. В его работах жизнь отражена во всем многообразии не только явлений, но и цвета, - прирож­денный колорист, он тонко чувствовал и мастерски передавал все оттенки и тона сложно разрабатываемого основного цвета. Богатство колорита, нарядность цветовой гаммы, солнечной в передаче света, стали основными характеристи­ками его живописи. Он демонстрирует их и в крупной замечательной по испол­нительскому мастерству и торжествен­ной по характеру работе «Парфенон», и в небольшом этюде с деревенскими домиками.

Этюды художников второго поко­ления вызывают сегодня особый ин­терес коллекционеров башкирского искусства. Этюд, которым «вперехлест» увлекались в 1960-х годах крупные ма­стера - Нурмухаметов, Домашников, Бурзянцев, Литвинов, сыграл в развитии пейзажной живописи Башкортостана роль огромную и до конца еще пока недоста­точно оцененную. Отлично «сработан­ный» пленэрный этюд был предметом конкуренции художников: чей лучше! Созданный на одном дыхании, эмоцио­нальный живописный этюд нередко был живее иных завершенных композиций и свидетельствовал о высоком мастерстве автора. Написать такой этюд, по худо­жественным качествам, характеру и сути своей ничуть не уступающий завершен­ному полотну, за короткий отрезок време­ни мог лишь мастер. Архивы сохранили каталоги художественных выставок тех лет. В некоторых из них большую часть составляли именно этюды.

Бурзянцев А. Д. Весна.

Кому в стране нашей - большой и, в общем, не самой бедной - не знакомо имя Павла Михайловича Третьякова? Основатель сегодняшнего богатейшего националь­ного собрания русского искусства, человек, бескорыстно оставивший нам (и детям, и внукам нашим!) в наследство свое огром­ное художественное богатство, он когда-то начал свою собирательскую деятельность без определенных целей, из любви к ис­кусству и, по его собственному признанию, искреннего стремления воспитать свой вкус. Лишь позднее - когда коллекция уже разрослась - он принял решение оставить ее в дар своим согражданам. Пример бескорыстия... Шаг - для современников на­ших, увы, все более непонятный, несмотря на то, что именно благодаря Третьякову, впервые попав в Москву, каждый из нас идет непременно в Третьяковскую галерею лицезреть это замечательное художествен­ное наследие. Мы привыкли к тому, что она есть - наша общероссийская Государ­ственная Третьяковская галерея. Есть, и все тут. А кто, и как, и на какие деньги собрал ее коллекцию - для большинства из нас, к сожалению, уже неважно. Конечно, изначально собранная Третьяковым коллекция была значительно меньше, чем та, которую мы имеем сегодня. Но началась-то галерея с него...

Так же, как с коллекции, подаренной в начале 20 века городу Уфе русским худож­ником Михаилом Васильевичем Нестеровым, началось собрание Башкирского государственного художественного музея. Пример гражданственности...

Последняя декада сентября пройдет в башкирской столице под знаком открытия различных выставок. Начало культурного бума накануне ознаменовала презентация новой экспозиции в Малом выставочном зале Союза художников Башкортостана. Авторами проекта стали известные уфимские художники Ольга и Борис Самосюк. Вниманию публики они представили работы коллег, ушедших из жизни на взлете своей творческой карьеры. Выставка, которая называется "Памяти друзей", объединила в экспозиции акварель Ильдуса Валитова, печатную графику Ирины Исуповой и рукописные тексты Александра Касымова.

По указу Сената с 1834 года в губерн­ских городах России стали учреждаться статистические комитеты под председательством гражданских губернаторов. До этого указа статистика фактически явля­лась заложницей воли администрации и составлялась, или, как выражались в то время, «сочинялась», полицией.

23 апреля 1864 года на общем собра­нии Уфимского статистического комитета, его секретарь Н.А. Гурвич выступил с докладом «О необходимости основания в Уфе музея», где было сказано, что музей «должен служить постоянной выставкой всех произведений природы, фабричной, заводской и промышленной деятельно­сти, сельского хозяйства, современных и древних одежд, уборов и других подобных предметов из народного быта, характери­зующих как население губернии, так и са­мую местность, где минеролог, этнограф, историк и т.п. находил бы себе в своих отделах предметы и средства для научных исследований».

Василий Суриков. Изба.

Русские национальные традиции в изобразительном искусстве формировались в XVIII веке на основе европейской школы уси­лиями художников нескольких поколений и направлений. XIX век не внес серьезных изменений в систему преподавания Академии художеств. Александр Иванов называл ее «гнилью нашего време­ни», Иван Крамской — «рабою западного искусства». Ф. А. Бруни (1800—1875), возглавлявший Академию художеств с 1855 года, утвердил академический романтизм картиной «Медный змий» (1841, Русский музей). Итак, он сделал первые шаги и указал пути развития этого течения.

Романтизм явился ответной реакцией на сухой и бездушный академизм, особенно укоренившийся в Европе в эпоху Великой французской революции и Наполеона. В новом, романтическом направлении все мчалось, бурно двигалось и низвергалось в про­тивовес торжественной соразмерности движений академической живописи. Карл Брюллов был первым из русских художников XIX века, покорившим, потрясшим своим мастерством всю Евро­пу. Это он — Карл Брюллов заставил обратить взоры на русскую живопись своим гениальным романтическим произведением «Последний день Помпеи» (1832, Русский музей). В этом направ­лении создали свои великолепные полотна О. А. Кипренский (1783-1836), А. О. Орловский (1777-1832), К. Д. Флавицкий (1830-1866).

Выставки

News image

XXI салон современного искусства Art Shopping

В  сердце Парижа, 20-22 октября 2017 года, в здании всемирно известного музея Лувр пройдет XXI салон современного и... Далее

Выставки в мире | Четверг, 17 Августа 2017

News image

«200 ударов в минуту» — выставка пишущих машинок

В Московском Музее современного искусства начиная с 16 декабря 2015 откроется выставка под названием «200 ударов в... Далее

Выставки в мире | Воскресенье, 29 Ноября 2015

News image

На Юге России пройдет «Биеналле-2015»

Мероприятие проводится министерством культуры Краснодарского края один раз в два года, с начала девяностых годов. Главна... Далее

Выставки в мире | Среда, 11 Ноября 2015

News image

В Башкирском Музее им. Нестерова начала свою работу выставка китайского фарфора

Основу экспозиции этой выставки составляют лучшие образцы современного фарфорового искусства Китайской Народной Республи... Далее

Выставки в Уфе | Вторник, 10 Ноября 2015

News image

8 ноября в Архангельске открылась выставка, приуроченная к 80 годовщине Союза художников области

Эта выставка (уже третья по счету среди выставок из цикла юбилейных) проходит в выставочном зале, принадлежащем Архангел... Далее

Выставки в мире | Воскресенье, 8 Ноября 2015

Комментарии

Если бы где-нибудь в Британском музее была уютная комнатка не больше чем с двадцатью экспонатами, с хорошим освещением, удобными креслами и табличкой, приглашающей закурить, думаю, я бы не выходил из музея.

При перепечатке или цитировании (полном или частичном) ссылка на сайт hallart.ru или сайт - первоисточник (при наличии ссылки) с указанием имени автора и источника обязательна.  Для интернет-изданий прямая активная гиперссылка обязательна. Всякое выявленное нарушение будет иметь последствия, обусловленные законом об авторском праве.

Мнение редакции не обязательно совпадает с мнением автора.

Rambler's Top100
Деловая Игра ООО | Интернет-магазины, Художественные изделия
453140, Россия, Республика Башкортостан, г.Стерлитамак.
Время работы: ежедн. 10:00-19:00 | E-mail: почта